Базовая диагностика неисправностей роутеров

Если у Вас не работает роутер, то не нужно спешить с покупкой нового или с обращением в ремонтную мастерскую. Кое-что по силам выполнить самому администратору или пользователю, причём для этого роутер не потребуется разбирать.

Для начала нужно проверить, исправен ли блок питания. В 90% случаев виноват именно этот блок, включаемый в розетку. Напряжение на его выходе может быть равным 5В, но если под нагрузкой оно проседает до 3,5В, это уже не приемлемо. Рассмотрим, как выполнить проверку, и что нужно сделать дальше.

Разъём питания роутера Intel

В бытовых условиях обычно нет возможности проверить блок питания под нагрузкой. Даже если у Вас есть мультиметр, подключать его к выходному разъёму бесполезно – без нагрузки всё выглядит «почти идеально». Проверку БП обычно выполняют методом замены. Можно даже подключить испытуемый БП к другому девайсу, рассчитанному на то же напряжение, что и роутер. Но нужно учесть, что потребляемый ток должен быть меньше, чем номинальное значение, на которое рассчитан БП. Сила тока указывается в Амперах, напряжение – в Вольтах.

Нужно ли восстанавливать прошивку?

Для проведения начальной диагностики потребуется исправный блок питания, совместимый с тем роутером, который ремонтируется. Если он у Вас есть, подайте питание на роутер, не подключая сетевые кабели. Все разъёмы (WAN, LAN и даже антенный) нужно оставить пустыми. Через минуту нужно смотреть, как ведут себя лампочки. Возможно, устройство находится в режиме восстановления прошивки.

Сначала, просто подключаем питание

Перечислим «симптомы» режима восстановления:

  • Для роутеров ASUS – медленно мигает лампа «Power», индикатор «Wi-Fi» не горит
  • Для девайсов фирмы TP-Link – мигают все лампы, включаясь и погасая одновременно
  • У роутеров D-Link индикатор питания мигает оранжевым
  • Для всех роутеров: не важно, мигают все лампы или только одна, но период мигания всегда равен 1-1,5 секунды.

Если режим восстановления уже включён, вывести из него устройство нельзя. Вернее, процедура этого вывода подразумевает установку прошивки. Нужно найти файл прошивки, соответствующий модели и аппаратной ревизии девайса (значение указано на наклейке).

Роутер DI-624, ревизия D2

Не все прошивки, даже фирменные, совместимы с режимом восстановления (Recovery Mode).

Рассмотрим, как вывести роутер из режима «Recovery», то есть, как установить прошивку:

  • Для устройств фирмы D-Link (кроме самых старых моделей) предусмотрена консоль восстановления, доступная по стандартному IP-адресу. Только вот, так как DHCP-сервер роутера не работает, сетевую карту настраивают на «статику», а затем пытаются открыть web-интерфейс.
  • У роутеров ASUS роль страницы восстановления выполняет утилита «Firmware Restoration». Настроив сетевую карту на статические значения, роутер соединяют с ПК патч-кордом, но вместо браузера затем запускают утилиту.
  • Для устройств фирмы ZyXEL всё выглядит сложнее – нужно устанавливать TFTP-сервер. Подробности рассмотрены здесь: zyxel.ru/kb/2146.
  • Для устройств TP-Link, кроме самых последних моделей, а также для девайсов D-Link старых моделей, подходит единственный метод – требуется подключать UART-кабель. Разъём UART находится под крышкой корпуса, и восстановление лучше выполнять в СЦ.

Все рекомендации, перечисленные выше, являются «программными» методами ремонта. Но использовать их, тем не менее, можно только на свой страх и риск. Определив, что режим «Recovery Mode» активен, Вы можете отнести роутер в СЦ. Продолжительность восстановления прошивки – 10 минут, если только по ходу действия не возникнут дополнительные проблемы.

Выполняем диагностику роутера сами

Подав питание на роутер, нужно наблюдать за поведением лампочек. Как себя проявляет режим восстановления (Recovery Mode), мы рассматривали выше. Вообще, самое главное, чтобы горел индикатор «Power». Если он не горит, проверьте блок питания. Каждый разъём роутера по очереди подключают к работающему сетевому устройству. Роль этого устройства может выполнять компьютер, к которому подсоединён патч-корд, а индикаторы должны реагировать на подключение предсказуемо. Когда на роутер поступает питание, кабели подсоединять нельзя.

Не горит лампочка порта

Иногда аппаратный порт, с которым соединялся кабель провайдера, выгорает и перестаёт работать. Узнать, так ли это, несложно: допустим, лампочки «LAN/сеть» реагируют на наличие подключения адекватно, а зажечь индикатор «WAN» не получается. Скорее всего, в этом случае WAN-порт сгорел.

Индикаторы на роутере TP-Link

Можно попытаться настроить «бридж» между портом WAN и любым из оставшихся разъёмов LAN, который затем используют для Интернет-подключения. Подобный вариант, кстати, не подходит для роутеров, где установлен аппаратный свитч.

Допустим, к WAN-порту подключен шнур провайдера, а индикатор «WAN/Internet» не зажигается. Говорит ли это о том, что порт неисправен? Вовсе не обязательно. Перед проведением проверки удостоверьтесь в том, что нет проблемы на стороне провайдера. Признак неисправного кабеля – восклицательный знак на значке подключения, которое Вы настроите на компьютере. В случае использования ADSL проблема усложняется: для проверки кабеля нужен исправный модем.

Сброс настроек, использование Ping

Многие знают, что для выполнения сброса настроек нужно нажать кнопку reset, расположенную на корпусе роутера. Эту кнопку удерживают до мигания лампочек. Конечно, такой сброс лучше выполнять, отключив все кабели и выждав минуту после включения БП. Но «настоящий» сброс к заводским настройкам – это метод 30/30/30. Кнопку reset, либо reset и restore нужно удерживать не 10-15 секунд, как в первом случае, а ровно 30. Затем, отключают разъём БП и ждут ещё 30 секунд. Подключив питание, нужно ждать ещё полминуты, и только затем кнопку можно отпустить.

Возврат к заводским параметрам
Удерживаем reset, БП отсоединён

Выполнив сброс по методу 30/30/30, мы получим устройство в том виде, в котором оно вышло с завода.

Значит, дальше всё нужно делать согласно официальной инструкции. Как задать IP-адрес, присвоенный сетевой карте, можно тоже узнать из инструкции, скачанной с официального сайта. Обычно делают так: IP роутера равен 192.168.1.1, значит, задаём значение, оканчивающееся цифрами 1.2. Ну, и тому подобное.

Параметры IP
Настройка проводного соединения компьютера

Когда LAN-порт соединён с ПК при помощи патч-корда, роутер должен отвечать на ping. В консоли можно запустить на выполнение команду ping –t. Сначала будут идти ответы «Превышен интервал ожидания», а затем, когда загрузка завершится, вывод команды должен поменяться.

Если этого не происходит, значит, ответов на ping Вы не получите вообще. Но не факт, что в этом случае понадобится что-то паять. Проблема может быть полностью программной, хотя и не решаемой в домашних условиях.

Ремонт роутера и БП